Мы живём в период радикальных перемен в обществе, культуре, системе ценностей. Чтобы сегодня быть преуспевающим человеком, необходимо обладать гибким мышлением, уверенностью в себе, активностью в самореализации. Для этого нужны новые стратегии обучения и воспитания, ориентированные на человека как на высшую ценность и предполагающие переход от авторитарного воздействия на ребёнка к эффективному взаимодействию с ним. В основу взаимодействия положены любовь, мягкость, доброта. Всякая сила, проявляемая в воздействии, рождает противодействие, которое раньше или позже сравняется или даже превзойдёт её. Доброта же постоянна и сама себя усиливает, потому что рождает ответную доброту.

Проблема эффективного педагогического взаимодействия затрагивалась в философских, психологических работах с давних пор.Уже Демокрит подчёркивал, что хорошо учителю быть любимым, ибо тот, кого все боятся, сам боится.
Квинтиниан призывал использовать в общении с учениками просьбы, похвалы и считал, что детским умам вредит чрезмерная взыскательность педагога.

Восточный философ Аль-Газали на первое место ставил обязанность педагога – симпатизировать ученикам, относится к ним как к собственным детям.

Эти требования к профессии педагога актуальны и в наши дни. Учитывая тот факт, что детский дом - не совсем обычный микросоциум, являющийся по своей сути закрытым микромиром, для личности воспитанника детского дома характерны устойчивые и временные психические состояния, отличающие его от личности сверстника, живущего в семье.

Личностные проблемы, принесённые из биологической семьи, концентрируются в замкнутом пространстве. Воспитанники детских домов – личности со значительным уровнем тревожности и как следствие высоким уровнем агрессивности. Им свойственна отчужденность от общественно принятой системы ценностей и социально полезного общения. У многих воспитанников значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная закрытость и неумение выразить свои эмоции, нечувствительность к страданиям других, агрессивность. А в следствии с этим - неуравновешенность, аффективность, склонность к противоправному поведению.

Имея целый комплекс таких проблем, наши воспитанники являются, наиболее, уязвимой категорией попадания в сложные критические ситуации, а попадая в эти ситуации не всегда способны к принятию адекватных конструктивных решений.
Первостепенной задачей на пути социализации воспитанников и формированию у них позитивного самовосприятия является создание у ребят мотивационных и смысловых основ, прежде всего, укрепление и оздоровление своего организма, обучение способам энергетического потенциала и овладение методами психосаморегуляции.
Очень важным, на мой взгляд, является создание благоприятной творческой атмосферы поддержки и сотрудничества в детском коллективе.

Говоря о важности формирования морально-нравственных основ личности, не стоит забывать и важности духовного развития наших детей.

Очень актуальны для воспитанников детских домов темы дружбы, любви, семьи. Хочется вспомнить слова Виктора Астафьева: « Духовность развивается в неспешном общении». Разговаривая с детьми, мы даём им возможность получен6ия опыта принимать друг друга, слышать различные точки зрения на существующие жизненные проблемы. Обучаем их уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям.

Главным способом преодоления личностной социальной дезадаптированности современного подростка следует считать субъективную интеграцию ребёнка в социум. Не приспособление (адаптацию) к окружающему миру, а сознательное активное включение в него сохранением всех своих неповторимых личностных особенностей.
В настоящее время для решения этой задачи можно предложить несколько частных моделей, которые нашли применение в стенах нашего детского дома.

Клуб «Репетитор» - объединение детей и педагогов, созданное для помощи ребёнку в освоении предметов школьного цикла в индивидуальной, адаптированной форме, сообразной с его индивидуальным способом познания.

Центр творческой самореализации – структура, создающая условия для включения в творческую деятельность каждого ребёнка в меру его желания, которое с каждым успехом растёт, в меру его возможностей, которые чем дальше, тем больше раскрываются.

Детские гостиные – организационная структура, призванная помочь детям в организации досуга, обучить детей и подростков самостоятельному структурированию свободного времени.

 

Меню раздела:

 

Расскажи о нас друзьям

 

Статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Translator